• 01.09.2015

    Люсико Адамия об изменениях в ФЗ от 13.07.2015 г.

    Юрист ЦРО РОСХВЕ (п) об отмене пятнадцатилетего ценза для регистрации местных религиозных организаций, а также о новых требованиях к религиозным группам.

    13.07.2015 г. были внесены поправки в Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее по тексту Закон).

    Во-первых: отменен пятнадцатилетий ценз для регистрации местных религиозных организаций. В предыдущей версии Закона для регистрации местной религиозной организации было необходимо иметь  «..подтверждение ее существования на протяжении пятнадцати лет…». Новая редакция закона п. 1 ст. 9 принята со следующей формулировкой: «Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении».

    Во-вторых: если раньше религиозные группы могли по желанию сообщать о начале своей деятельности, то теперь это является их обязанностью. Согласно п. 2  ст. 7 Закона  «руководитель религиозной группы в письменной форме уведомляет о начале деятельности религиозной группы Минюст (орган уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации).

    В-третьих: руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру обязан в письменной форме уведомлять о начале деятельности религиозной группы Минюст (орган уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации).

    В уведомлении о начале деятельности религиозной группы указываются сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства.

    Уведомление о начале деятельности религиозной группы составляется по форме, утвержденной Минюстом (органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации).

    Религиозная группа представляет уведомление о продолжении своей деятельности не реже одного раза в три года со дня последнего уведомления Минюста (органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации).

    В-четвертых: в соответствии с новыми поправками в Закон предоставляется возможность осуществление права на свободу совести тремя различными способами:

    1. Создание религиозной организации;
    2. Организация религиозной группы;
    3. Индивидуальное или совместное исповедание религии.

    Такие формы реализации права на свободу совести декларированы  в новой редакции Закона пункта 1 статьи 3: « В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения». Таким образом, совместное исповедание религии выводится в отдельный формат осуществления права на свободу совести, который не обязывает граждан вступать в какие либо официальные отношения с органами государственной власти. 

    В-пятых, в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона: «Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений. Обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельность».

    Таким образом, религиозные объединения, в том числе религиозные группы имеют право создавать:

    • Библейские курсы;
    • Библейские школы;
    • Воскресные школы.

    И делать это без получения лицензии на право образовательной деятельности, так как теперь законодательно закреплено, что «Обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью».

    Можно сделать следующие выводы:

    1. Упрощение процедуры регистрации местной религиозной организации, отмена необходимости иметь подтверждение о вхождении в ЦРО для регистрации МРО, а так же отмена необходимости иметь подтверждение о существовании в течении 15 лет является одним  из самых позитивных моментов нового Закона открывающего новые возможности для МРО.
    2. Необходимость уведомлять Минюст о начале деятельности Религиозной группы, на мой взгляд, является существенным минусом вновь принятых поправок.
    3. Поправки в п. 1 ст. 3 Закона, более четко обрисовавшие новую религиозную реальность, форму осуществления права на свободу совести, в ситуации с новым требованием к религиозным группам, определенно хорошая новость!
    4. Положительным моментом является так же то, что библейские курсы, библейские школы, воскресные школы и любое другое обучение религии и религиозное воспитание, в соответствии с новой редакцией Закона не являются образовательной деятельностью, так как на протяжении многих лет данный аспект являлся предметом спора.

    В целом поправки в Закон на мой взгляд в  значительной степени расширили возможности для религиозных организаций, предоставили большую самостоятельность и независимость.

    Новая редакция Закона вступает в силу — 24.07.2015 г.

    Источник: персональный сайт Люсико Адамия


Тэги
Развернуть