• 10.11.2013

    Реакция: ответ на публикацию «Ловцы душ» - саентологи

    30 октября 2013 года на сайте издания «Трибуна Общественной палаты РФ» был опубликован материал «Ловцы душ», посвященный обращениям в ОП РФ граждан, чьи родственники стали приверженцами саентологии. В материале приводятся мнения экспертов о статусе саентологии в России и о том, какое влияние оказывает данная религия на ее приверженцев.

    Представители Саентологической Церкви Москвы обратились в редакцию «Трибуны Общественной палаты РФ» с просьбой опубликовать ответное письмо на материал «Ловцы душ».

    Руководствуясь законом РФ «О средствах массовой информации», гарантирующим право на ответ, а также принципами свободы слова и печати, мы публикуем данное письмо.

    На сайте вашего издания 30 октября 2013 года опубликован текст «Ловцы душ». Жаль, что поводом для публикации стало анонимное письмо (как это можно понять из контекста), равно как и то, что никакой подписи под самим текстом нет. Анонимный текст стал реакцией на анонимное письмо… Поразительно.

    Поскольку в публикации неоднократно упоминается Саентология, считаем, журналистская этика предполагает обращение за разъяснением в Саентологическую церковь Москвы, чей сайти адрес доступны в интернет - улица Таганская, дом 9. 

    Некоторые из высказываний о Саентологии, которые опубликованы в тексте, не соответствуют фактам. Например, в тексте Саентология охарактеризована как «компиляция разного рода псевдонаучных религиозных идей». Однако Саентология, религия, которая продолжат существовать почти 60 лет, и вызывает большой интерес ученых разных стран мира. Проведено огромное количество исследований и в мире, и в нашей стране. Как результат этих исследований более 100 учёных-религиоведов пришли к выводу об истинной религиозной природе Саентологии. Вот несколько показательных выдержек из их заключений: «Все, что говорится и делается в Саентологии, может и должно иметь смысл только в том случае, если Саентология рассматривается как религия». – Дарио Сабатуччи, профессор истории религии, Римский университет. Или «Саентология несомненно является религией». – заключает Жак Робер, адъюнкт-профессор международного права, Парижский университет. Российский учёный Н.С. Гордиенко, изучавший феномен религии уже более 45 лет, на основе своих исследований писал «Все это вместе взятое свидетельствует о том, что организация саентологов является религиозным объединением и полностью соответствует статусу церкви…». Этот вывод разделяют ученые из Германии, Франции, Бельгии, Финляндии, Швеции, ЮАР, Италии, Испании, Норвегии, Дании, Греции, Голландии, Австрии, Аргентины, Австралии, Японии, Канады, Новой Зеландии, Казахстана, Словакии, Венгрии, Чешской Республики, Словении, США и других стран.

    В тексте упоминают основателя церкви Саентологии Л. Рона Хаббарда, как писателя-фантаста. Он действительно был писателем, однако, кроме фантастики он писал детективы, романы на ковбойскую тему, приключения и романтические рассказы. Но, конечно основной своей деятельностью он считал исследования природы человека. Результаты этих исследований духа и разума, которые проводил Л. Рон Хаббард, содержаться писаниях Дианетики и Саентологии, и составляют 35 миллионов слов, 8000 страниц текстов. Кроме того существуют еще 29 000 страниц отдельных выпусков включающих исследования в различных областях жизни и 2500 записей лекций. Первая книга, итог начальных исследовании Хаббарда «Дианетика» 600 раз оказывалась в списках бестселлеров, и было продано более 22 миллионов экземпляров этой книги.

    Авторы текста в своих рассуждениях используют такой термин как «тоталитарная секта». Неправомерность и неэтичность применения термина «секта» к религиозным объединениям подтвердила в своем решении № 4 (138) от 12.02.98 г. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ: «Судебная палата также отмечает, что в законодательстве РФ не существует такого понятия как «секта». В то же время данный термин в силу сложившихся в обществе представлений несет, безусловно, негативную смысловую нагрузку и, употребляя его, журналисты могут оскорбить чувства верующих».

    Термин «тоталитарный» не используется в научной среде академических учёных-религиоведов. По мнению ученых, использование этого термина, недопустимо. И.Я. Кантеров в своей монографии «Новые религиозные движения в России»1 пишет что «оценочный характер терминов «тоталитарные секты» и «деструктивные культы» (чаще всего они используются как синонимы), отсутствие в них устойчивых типологизирующих признаков создает простор для «творчества». Далее он пишет «Применение таких понятий неизбежно приведет к произволу, причины которого, повторим ещё раз, изначально заложены в размытости, неустойчивости признаков, образующих содержание понятий «тоталитарный» и «деструктивный». На крупной конференции религиоведов СНГ2 (прошедшей в марте 2008 года), эта терминология была отмечена как «несущая глубоко негативный оттенок», и её необходимо избегать в оценке деятельности той или иной конфессии. 

    Среди людей, чьи высказывания приводятся в статье, есть и Александр Дворкин, человек, не имеющий никакого отношения к научному религиоведению. Его писания и действия с недопустимыми и необоснованными нападками на новые религиозные движения являются предметом критики как со стороны верующих, так и со стороны ученых. Ярославский журналист Юлия Олейникова так оценила деятельность А. Дворкина "Репутация одиозной личности, разжигателя межрелигиозных конфликтов тянется за ним3".

    Саентология присутствует в 174 странах мира, и имеет около 10-ти миллионов последователей. Во многих странах Саентологи активно участвуют в жизни общества, так же как, например в России. В нашей стране церковь оказывает поддержку просвещению правам человека, поддерживает антинаркотическую деятельность. Добровольные Саентологические священники приходят на помощь в различных чрезвычайных ситуациях. Они оказывали помощь беженцам в Ингушетии в 2000 году, жителям Москвы при обвале здания в 2002, родственникам жертв, пожарным и милиции при захвате заложников в Театральном центре «Норд-Ост» в 2002. Добровольные священники помогали населению Беслана в 2004 после захвата террористами заложников, участвовали в ликвидации последствий обрушения Басманного рынка в Москве в 2006.

    Обращаем внимание авторов, что Конституция Российской Федерации, провозглашает уважительное отношение к верующим разных конфессий. Статьи 13, 14. 19, 28, гарантируют право на свободу вероисповедания. Это основной закон нашего государства, которого мы придерживаемся для мирного и уважительного отношения друг к другу. Наша страна поддерживает международные усилия в обеспечении гражданских свобод. В частности существуют международные документы ратифицированные Россией. Многие положения этих документов говорят о необходимости уважительного отношения к правам и свободам. Так в частности в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, говориться «Пользование правами и свободами, изложенными в настоящий Конвенции обеспечивается без какой-либо дискриминации по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения, или иных признаков» - статья 14 Конвенции.

    Европейский суд уже не однократно в своих решениях констатировал нарушение прав саентологов в России. В одном из решений, в отношении отказа в перерегистрации Саентологической церкви Москвы (решение так и не выполнено до сих пор), суд сказал «Суд обращает внимание на свою сложившую прецедентную практику, согласно которой охраняемая статьей 9 Конвенции свобода мысли, совести и религии является одной из основ «демократического общества» в смысле Конвенции. В своем религиозном измерении эта свобода является одним из тех жизненно важных элементов, которые определяют личность верующих и их мировоззрения, но она также является ценным достоянием атеистов, агностиков, скептиков и безразличных. От нее зависит тот плюрализм, присущий демократическому обществу, который был завоеван дорогой ценой на протяжении столетий (см. дело «Бессарабской митрополии и др. против Молдовы4», № 45701/99, § 114, ECHR 2001-XII)».

    Так же приведем цитату из решения5 общественной коллегии по жалобам на прессу, в котором обсуждается момент объективности в отношении подачи информации в журналистике как профессии, в рассматриваемом случае «Принцип справедливости, призванный обеспечить должную, ожидаемую беспристрастность как основу для обсуждения проблемы, представляющей несомненный общественный интерес (в данном случае - проблемы религиозной свободы и её возможных ограничений), оказался не потеснён, но замещен той самой «тенденциозностью подачи материала в рамках отдельной передачи» (оценка эксперта), которая позволяет говорить о небрежном обращении с категорией «общественный интерес» и о пропагандистском характере как выпуска в целом, так и вклада ее ведущего».

    Прошу опубликовать это письмо, используя право на ответ, в соответствии со статьей 46 закона о СМИ.

    С уважением, Максимов Юрий.

    Источник: top.oprf.ru


Тэги
Развернуть