• 05.12.2014

    Э. В. Ананьев. Нужен ли PR церкви?

    Нужен ли PR протестантской церкви? - Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в сути самого термина. Что же такое PR? К сожалению, часто приходится слышать, что цель любого PR – это не более чем пускание пыли в глаза, создание нужного образа, который отвечает запросам медиа. Появились новые слова: «черный пиар», «белый пиар», «отпиарить», «пропиарить» и т.д, которые окончательно дискредитировали сущность самого понятия.

    Э. В. Ананьев. Нужен ли PR церкви // Религия и Право. 2009. № 3

    Я не буду вступать в полемику с теми, кто видит PR именно таким. Отмечу лишь, что PR не является системой, созданной для того, чтобы искажать смысл происходящего или выдавать дурных людей и негативные явления за нечто иное. Как пишет в своей книге «PR полное руководство» известный североамериканский теоретик маркетинговых коммуникаций Джо Маркони: «конечно, некоторые неэтичные PR-деятели могут провернуть ловкий фокус и ввести окружающих в заблуждение, однако такие приемы не долговечны». Ошибочное предположение и в том, что назначение PR – привлечение внимания общественности к какому-либо явлению через СМИ. Аббревиатура PR (“Public Relations”) буквально переводится как связи с общественностью. «Это всеобъемлющий термин, позволяющий объединить в одной системе множество задач и функций по коммуникации и общественным взаимоотношениям» – подчеркивает Джо Маркони. Преподаватель Высшей школы экономики, известный PR- специалист Андрей Мамонтов в своей книге «Практический PR» подчеркивает, что PR – это не просто инструмент продвижения мнения, но также и построение репутации в обществе. Как пишет Джо Маркони, задача PR- дать обществу «разрешение поверить». Таким образом, мы можем заметить, что цель PR – это разговор с обществом: возможность слышать общество, а также объяснять то, что происходит в церкви, почему происходит, и какие последствия происходящее будет иметь для самого общества. Самое страшное для этого самого общества – это неизвестность. Когда нет информации, тогда рождаются слухи и подозрения. Несколько лет назад социологами Романом Лункиным и Сергеем Филатовым был проведен анализ основных электронных и печатных российских СМИ, оказывающих значительное влияние на общество. На основании проведенных исследований появилась статья: «Образы Православия и Протестантизма в светских СМИ: благолепие и уродство», опубликованная на портале «Кредо» в 2008 г. Результат проведенного исследования, прослеживающийся в названии статьи, был очевиден заранее. Отношение к указанным конфессиям, которое формируется у сегодняшнего общества посредством СМИ нам хорошо известно. Что интересно, проведенные исследования делают еще один вывод: даже в восторженных отзывах об «исторической вере русского народа», совершенно ничего не говорится о внутриобщинной жизни православной церкви. Сегодня, ситуация нисколько, по крайней мере в лучшую сторону, не изменилась. А что общество знает о жизни протестантской церкви? Я думаю, ответ очевиден.

    Предвосхищаю вопрос: на какой планете я живу? Кто сейчас согласится опубликовать в светских СМИ что-то лестное о протестантах? К сожалению, ситуация в различных регионах России действительно самая разная. Но PR – это гораздо шире, чем публикации в СМИ. PR – это диалог! Чтобы нести обществу Благую Весть о спасении, необходимо его слышать и говорить на понятном ему языке. Только тогда Благая весть будет понята и принята. Не это ли имел в виду апостол Павел, когда говорил, «для иудеев я - иудей, а для язычников - язычник…». Именно эту идею и содержит в себе PR.

    Церковь способна формировать отношение к себе разными путями, один из которых – информация из СМИ. Безусловно, это важный, но не единственный метод. Есть масса других социальных проектов, способных влиять на мышление общества. Например: уборка городских улиц, оказание гуманитарной помощи, медиа-проекты, раздача продуктов питания социально незащищенным слоям населения, организацию социальных приютов и т.д. Подобные акции, направленные на нужды общества, расскажут о самой общине лучше самой яркой рекламы.

    Анализируя мероприятия, проводимые протестантскими церквами можно условно разделить их по охватываемой аудитории:

    • рассчитанные на широкую группу людей;
    • направленные на нужды особого контингента.

    В свою очередь, те, которые рассчитаны на широкую аудиторию, можно подразделить на: сопряженные с распространением своих убеждений, и проекты, не ставящие на первое место «евангелизационных» намерений. Проекты, рассчитанные на особый контингент можно подразделить на: разовые мероприятия и служение на долгосрочной основе.

    Проекты, относящиеся к первой группе, получили широкое распространение в начале 90-ых годов, время так называемой ельцинской эпохи. В арендованные для проведения благотворительных концертов залы приходили тысячи людей. По окончании концерта, обычно, всем посетителям предлагалась бесплатная христианская литература, а также буклеты с адресом церкви. Мероприятие заканчивалось призывом к покаянию и приобщению людей к церковной общине. После 2000 года, в так называемый путинский, а сегодня, в медведевский период, количество подобных мероприятий существенно сократилось, а на передний план служения вышли проекты, не ставящие на первое место цели распространения веры.

    Примером проекта, не ставящего «евангелизационные» цели на первое место является протестантский проект «Атлеты в действии». Проект берет свое начало в 60-ых годах прошлого столетия. Именно в те годы в Северной Америке были созданы первые спортивные христианские команды «Атлеты в действии», которые принимали участие не только в национальных, но и международных соревнованиях. Активное служение на территории бывшего СССР началось, по понятным причинам, в 1990-ые годы, когда многие христианские команды – по футболу, хоккею, борьбе, баскетболу и прочим видам спорта посетили эти территории. Из устава движения следует, что Атлеты ставят перед собой следующие задачи:

    1. Укреплять и поддерживать дух доброй воли в международном спорте.
    2. Помогать спортсменам в их физическом и духовном совершенствовании.
    3. Направлять спортсменов на путь личной веры в Иисуса Христа, способствуя их духовному росту через общение в поместной церкви.
    4. Атлеты верят, что в каждом человеке сочетается телесное, разумное и духовное начала.

    Комментируя выступления спортсменов, руководитель организации Виктор Подлужный сказал следующее: «состязания, стремления, страхи, боль, сомнения, упорный труд, преодоление себя – вот из чего состоит жизнь спортсмена. Но и христианину все это знакомо. Конечно же, все мы стремимся к победе». Руководитель подчеркнул, что в спорте и в христианском служении много общего. И там и там для победы необходимы: во-первых, ясная цель; во- вторых, постоянная тренировка; в –третьих, полная самоотдача.

    Подчеркнув, что цель работы клуба – пропаганда спорта, тем не менее, основная задача спортсменов в том, чтобы призвать своим сужением всех людей посвятить себя Иисусу. Спорт – это прекрасная форма контакта с неверующими. За 18 лет работы клуба проведено более 300 различных спортивных мероприятий, на которых приняло участие в общей сложности более 1 000 000 человек.

    Социальным проектом, рассчитанным на особый контингент - пожилых людей - является организованный совместно фондом «Возможность» и Московской церковью ХВЕ «Благая весть» проект «Золотые Звезды». В газете «Екклесиаст» №9 2005 года, когда этот проект только стартовал, писалось: «целый ряд известных российских актеров – Валерий Золотухин, Михаил Боярский, Инна Макарова, Татьяна Самойлова, а также популярная группа конца 70-ых годов «Лейся, песня!»- выступили в рамках гала концерта для тех, кому за 50, «Золотые звезды». Билеты распространялись бесплатно через Совет ветеранов г. Москвы и префектуру ЦАО. В результате в Лужники пришло около девяти тысяч пожилых людей пенсионного возраста. Во время концерта, который вели Евгений Меньшов и Татьяна Солнцева, актеры пели песни и вспоминали молодость». По окончании акции, все пожилые люди получили продуктовые наборы и визитку церкви. За четыре последующих года проектом «Золотые звезды» в столице было охвачено еще около 30 000 человек. Как подчеркнул пастор церкви ХВЕ «Благая весть» Николай Кулакевич: «социальное служение не ставит задачу обязательного приобщения к Церкви. Хотя в ходе ее осуществления, конечно, предлагается информация об общине – как одном из организаторов проекта».

    К мероприятиям, рассчитанным на особый контингент можно отнести работу с алко- и наркозависимыми, а также служение ВИЧ-инфицированным людям и служение реабилитации освобожденным после тюремного служения. Вся эта работа, в конечном счете, выражает сердце Иисуса Христа: «спасти погибшее…». А ведь с другой стороны, именно это служение и есть стопроцентный PR, способный сформировать образ сегодняшней протестантской церкви, подчеркивающий, что в центре внимания ее служения находится не национальная идея, а конкретный маленький человек, с его огромными проблемами.

    Нужен ли такой PR сегодняшней протестантской церкви? Конечно, нужен! Ведь только он позволит дать возможность сегодняшнему обывателю ответить на простой вопрос: а что такое Церковь? Ведь зачастую, в его понимании Церковь представляет собой общность сплоченную вокруг религиозной идеи с целью самоиндефикации, а проповедь Евангелия – не что иное, как «промывка мозгов» или «вербовка адептов», причем, без разницы, о какой конфессии идет речь. PR - это «ликбез», позволяющий называть вещи своими именами.

    Основоположники протестантской мысли уделяли не мало внимания социальным делам, как служению, совершенному в результате действия веры. Известный швейцарский реформатор Жан Кальвин говорил: «Господь велит нам творить добро всем без исключения. А большинство людей этого недостойны, если мы станем их оценивать по их собственным заслугам. Но писание идет дальше и увещевает нас не смотреть на то, чего люди заслуживают сами по себе, а видеть в каждом человеке, прежде всего образ Божий». Обратите внимание, проповедник говорит о добрых делах за стенами Церкви, не только по отношению к своему брату по вере. Посредством добрых дел Церковь показывает свое отношение к обществу, показывает свое лицо.

    Мартин Лютер, основоположник протестантизма подчеркивает, что на первом месте в жизни христианина находится даже не проповедь Евангелия, а социальное служение обществу. Он справедливо считает, что без последнего первое, к сожалению, не возможно. В трактате «О свободе христианина» Лютер пишет: «человек живет для других людей, он подчиняет свою плоть с тем, чтобы иметь возможность более искренне и свободно служить другим».

    И наконец, последнее: а как совместить PR и библейский принцип: «левая рука не знает, что делает правая..»?

    - Очень легко! Слишком очевидна разница между популистскими мерами, принятыми в интересах какой-то, пусть даже очень важной идеи (власти, человека…), и информированностью общества о деятельности Церкви.

    Правильный PR рождает правильное отношение, а правильное отношение формирует правильный имидж - социальный портрет Церкви, ее «визитная карточка». Не это ли подразумевал апостол Павел, когда учил Тимофея «всегда хранить доброе имя от внешних»!

    PR – это сильное оружие, овладев которым, Церковь сможет надежно защитить себя от вражеской пропаганды, и достичь полного успеха в служении обществу.

    _____________

    1. Кальвин Жан «Наставление в христианской вере», изд. РГГУ,1998 г. (книга 3, том 2) перевод с французского А.Д. Бакулова)

    2. Мартин Лютер «Избранные произведения» редактор А.П.Андрюшкин изд-во «Андреев и согласие», С-Пб, 1994 г.

    3. Андрей Мамонтов «Практический PR» издательство ООО «Вершина» г.Москва, 2008 г.

    4. Джо Маркони «PR полное руководство» издательство ООО «Вершина» г.Москва, 2008 г.

    5. Юлия Олейникова «Золотые Звезды в Москве»/ общехристианская газета «Екклесиаст» № 9 от 2005 г.


Тэги
Развернуть