• 08.07.2015

    Малафеева М. А. Этническая и религиозная идентичности: содержание понятий и современное состояние

    Малафеева Марина Алексеевна, аспирант кафедры религиоведения РХГА (Санкт-Петербург), научный сотрудник ГБНУ «МИРО» (Москва).

    Статья опубликована в журнале «Преподавание истории в школе» № 2 за 2015 год.

    Российская Федерация, по своему составу, является полинациональным и поликонфессиональным государством, которое при этом по Конституции РФ (Глава 1, Статья 14) является государством светским [1]. Таким образом, в российском обществе XXI века вопросы этнической и религиозной идентичности становятся особенно актуальными, что, в частности, проявляется в возрастающем интересе к важнейшим проблемам сохранения культурного наследия.

    В начале хотелось бы обратиться к ряду ключевых понятий и определиться с пониманием терминологии.

    Этническая идентичность — эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также его позитивное ценностное отношение к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории проживания этноса и его государственности [2].

    На проявление и формирование этнической идентичности влияет ряд факторов, которые обусловлены спецификой социального окружения и межгрупповых отношений. Можно выделить один из самых существенных факторов: глобальные изменения в социальной и политической сфере, а так же непосредственно связанные с ними изменения в межэтнических отношениях. Как пример приведем государственную политику в отношении миграционных процессов в России. Здесь стоит отметить тот факт, что зачастую чрезмерно лояльное отношение к мигрантам административных органов государственной власти приводит к росту националистических движений и далее к волнениям среди рядовых граждан страны, что скорее неблагоприятно сказывается как на политических, так и на социальных процессах внутри государства.

    В свою очередь по внутренней структуре этническая идентичность включает в себя индивидуальную и коллективную идентичность разного масштаба и содержания. Содержательными компонентами идентичности вообще и этнической в частности, являются: самоидентификация (отнесение себя к этнической группе, государственной общности), представления о своей группе — «образ мы» [3] и интересы, которые связывают эмоционально окрашенное отношение к таким образам с поведением людей и групп (регулятивная составляющая идентичности). В «образ мы» включаются автостереотипы, которые формируются на основании соотнесения с гетеростереотипами (представлениями «о других»), а также представления о культуре, языке, территории проживания, историческом прошлом, государственности. Весь этот набор, как правило, присутствует на групповом уровне самосознания.

    Следующее, что необходимо отметить, это интенсивное развитие глобализационных процессов, которые делают актуальным вопросом не только этническую, но и религиозную идентичность. В современных условиях, как и раньше, культурные формы жизнедеятельности с необходимостью предполагают принадлежность человека не только к какой-либо социокультурной группе, но и к религиозной общности, причем данная принадлежность получает, в том числе, и семиотическое выражение [4, 21-39].

    Религиозная идентичность — форма коллективного и индивидуального самосознания, построенная на осознании своей принадлежности к определенной религии и формирующая представления о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм. Она «представляет собой фиксирование тождественности субъекта в смысле приобретения посредством религии собственного экзистенциального опыта при субъективном осознании своей принадлежности к тому или иному религиозному сообществу» [5, 223-224].

    Содержание религиозной идентичности составляют разного рода представления, разделяемые в той или иной степени членами данной религии [6].

    Так же хотелось бы выделить определение, выработанное непосредственно в современном религиоведении: «Религиозная идентичность — категория религиозного сознания, содержанием которой выступает осознание причастности идеям и ценностям, которые в данной культуре принято называть религиозными, а также осознание принадлежности к конкретной форме религии и религиозной группе» [7].

    Понятие религиозной идентичности включает как общее религиозное самоопределение человека, так и конкретную форму конфессиональной идентичности. Религиозная идентичность является способом осознания своей духовной ориентации в ее соотнесенности с иной формой духовности.

    Типы религиозной идентичности могут быть выделены по различным основаниям. Например, по субъекту выделяются типы индивидуальной и групповой идентичности.

    Индивидуальная религиозная идентичность обретается в процессе социализации личности, включения человека в систему определенных конфессиональных отношений, с одной стороны, восприятия и внутреннего усвоения человеком религиозных идей, ценностей и норм с учетом индивидуальных личностных особенностей — с другой.

    Результатом этого процесса является религиозный опыт личности, конкретизирующийся в религиозной идентичности, которая может переживать и радикальное преобразование под влиянием нового опыта.

    В коллективном типе идентичности субъектом осознания является группа. Данный тип идентичности формируется, в первую очередь, в процессе сопоставления с иными конфессиональными группами, что создает определенную, характерную для этого сообщества, религиозную картину мира.

    Эти представления позволяют человеку или группе соотнести себя с имеющимися в культуре религиозными парадигмами и интегрироваться в определенную религиозную традицию.

    Другая типология имеет в своем основании степень выраженности и интенсивности религиозно-мировоззренческой определенности. По этому критерию можно выделить типы религиозной идентичности от нулевой и слабовыраженной до фанатичной.

    Для понимания современного состояния этнической и религиозной идентичностей, рассмотрим два крупных исследования, проведенные за последнее время.

    1. Всероссийское репрезентативное исследование «Современная российская идентичность: измерения, вызовы, ответы», которое было проведено ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения) в августе 2013 г. [8] (в опросе участвовали 1,6 тыс. респондентов старше 18 лет из 45 регионов и 137 населенных пунктов);

    2. Всероссийский репрезентативный опрос. Анкета опроса: служба «Среда». Полевые работы: Фонд «Общественное мнение», МегаФОМ 2012 год (выборка 56 900 респондентов; охват 98,8% населения РФ).

    С помощью первого исследования можно определить степень понимания населением своей принадлежности к той или иной группе, с помощью же второго исследования можно наглядно посмотреть количественный показатель «определившихся». Таким образом, в результате мы получим определенную картину этнической и религиозной идентичности России.

    Рассматривая исследование, проведенное ВЦИОМ, первое, на что хотелось бы обратить внимание, это «спонтанная идентификация», а именно при ответе на вопрос, к какой группе, более близкой по духу, вы можете себя отнести, из 100% опрошенных 32% ответили, что не принадлежат ни к одной группе (сами по себе), а 8% затруднились с ответом. Стоит также отметить, что касается рассматриваемой темы, к русским отнесли себя только 4% опрошенных, такой же показатель и по числу причисливших себя к православным, христианам. Таким образом, мы можем увидеть, что при отсутствии вариантов ответа, треть респондентов предпочитают не относить себя ни к какой группе, т.е. никак себя не идентифицировать, остальные ответы разрозненные и составляют от 2 до 4%. По представленным результатам репрезентативного исследования можно сделать вывод об отсутствии в стране единого индикатора идентичности, что в свою очередь влияет на уровень единства населения и в некоторой степени может объяснить существующие проблемы внутригосударственного взаимодействия (например, проблемы между мигрантами и коренными жителями в разных регионах).

    Другие показатели мы можем увидеть при ответе на тот же вопрос, но где респонденту необходимо выбрать до трех предложенных вариантов. «Мы граждане РФ» выбрало 57% опрошенных, «ни к одной» выбрало 7% и лишь 1% затруднился ответить. В свою очередь «мы люди нашей национальности» выбрало 16% и «мы люди нашей веры» — 10%. Здесь отметим, что при наличии выбора, респонденты предпочли отнести себя к одной (или нескольким) предложенным группам, в отличие от первого вопроса (без вариантов), где, как уже отмечалось, доминировал процент никак не идентифицирующих себя людей. Вместе с тем важно отметить, что на вопрос «к какому вероисповеданию вы себя относите» 77% опрошенных ответили, что они православные. В свою очередь на первое место (как мы видим в предыдущем вопросе) идентифицировали себя по религиозному признаку только 10%, а на первое место встает гражданская идентичность, однако она часто не исключает идентичность религиозную, что является отдельным, крупным направлением современных исследований.

    Следующий вопрос в опросе, так же нельзя обойти стороной, так как он отражает важность для жителей России идентичность его «соседа». Таким образом, на вопрос «кого бы вы ни в коем случае не хотели видеть в качестве соседа по лестничной клетке или коллеги по работе» 47% опрошенных назвали представителей нетрадиционных религий. Интересно отметить, что под нетрадиционными религиями каждый человек (за исключением специалистов) подразумевает разные понятия, что может так же вызывать диссонансы в обществе.

    Результаты исследования, которые представляет группа «Среда» [9] имеют несколько иной характер. Так по результатам исследования 41% населения составляют православные, что сомнению не подвергается. Однако, что видно из предыдущего исследования с православными себя идентифицировали от 4 до 10% процентов (в зависимости от поставленного вопроса). Такие результаты отнюдь не говорят о ложности исследований, они говорят, как уже отмечалось, о проблеме индикатора идентичности. Мы видим, что в зависимости от представленного опрошенным индикатора зависит идентичность респондента, что является открытым вопросом для решения.

    Таким образом, в современном мире, в силу интенсификации новых явлений, в первую очередь глобализации, значительно меняется ситуация с определением религиозной идентичности. Ее становление происходит в условиях разнонаправленных тенденций: с одной стороны, мы имеем дело с реальностью глобализации в ее различных сферах — культуре, политике, экономике и т.д., значительно осложняющей поиск национальной и религиозной идентичности в новых условиях, с другой стороны, усиливается тенденция роста этнорелигиозного сознания в различных формах.

    Так, например, Русская православная церковь уделяет большое внимание сохранению и формированию религиозной идентичности православного населения России. Тема идентичности многократно поднималась Патриархом Алексием II и Патриархом Кириллом. Исследователи обращают внимание на различия между религиозной самоидентификацией (культурной религиозностью) и вероисповеданием. Этот же вопрос серьезно рассматривается в старообрядческих общинах, представители которых не один век борются за сохранение этнической, религиозной и культурной идентичности.

    В конце хотелось бы сказать, что вопрос определения идентичности остается открытым полем для исследований.

    Источники:

    1. Конституция Российской Федерации (РФ) // Сайт Кодексы и Законы РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа

    2. Этнопсихологический словарь // Сайт Академик [Электронный ресурс] — Режим доступа

    3. Жаде З.А. Проблема идентичности в современных социальных теориях // Сайт Cyberleninka [Электронный ресурс] − Режим доступа

    3. Прилуцкий А.М. Метафорика религиозного ритуального дискурса//Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. Вып. 2. СПб.: Любавич, 2013.

    5. Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. — М.: Икар, 2-е изд, 2012.

    6. Ляушева С.А. Религиозная идентичность в современной культуре // Сайт Cyberleninka [Электронный ресурс] − Режим доступа

    7. Религиоведение. Энциклопедический словарь. М.: Академический проект, 2006.

    8. Гетьман Н. Самоидентификация россиян: все дальше от прежних клише // Сайт Экспертного журнала «Экономическая политика» [Электронный ресурс] − Режим доступа

    9. Атлас религий и национальностей России // Сайт группы «Среда» [Электронный ресурс] − Режим доступа


Тэги
Развернуть