• 31.08.2017

    Блог редактора: знакомство с профессией

    Мое знакомство с миром религиоведения произошло на конференции «Свобода совести и религиозная жизнь в Российской Федерации: 20 лет спустя», которая проходила в августе 2011 года в Санкт-Петербургском христианском университете.

    В качестве журналиста я брала интервью у участников и зрителей, в том числе и у М. И. Одинцова, президента Российского объединения исследователей религии. Отвечая на вопрос, что должны предпринять госструктуры, чтобы вопрос религиозной свободы начал решаться, Михаил Иванович ответил: «Обязанность государственных и муниципальных структур — соблюдать законодательные акты, которые уже приняты в нашем государстве. Это и „Конституция Российской Федерации“, и „Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях“. И у нас в стране действует более сотни различных федеральных законов, в которых отражены те или иные аспекты свободы совести, будь то молодежь, благотворительность, армия, социальная деятельность. И вот все негативное, о чем говорится и говорилось на этой конференции, связано не с тем, что этих законов нет, а с тем, что они есть, но они не соблюдаются. Если в нашем законодательстве заложен принцип равенства религиозных организаций, то в любой их деятельности со стороны государства этот принцип должен соблюдаться».

    Я увидела, как разные конфессии существуют в одном пространстве, дружески общаются и их всех объединяет один вопрос — защита религиозных прав в России. К сожалению, я не могла не заметить, что в зале присутствовали в основном представители наиболее уязвимых религиозных направлений на территории РФ — так называемые, религиозные меньшинства: бахаи, саентологи, пятидесятники, адвентисты и др. Получается, что именно они заинтересованы в проведении таких конференций, где бы их голос мог быть услышанным. Также эта конференция, показала мне, что предвзятое отношение к таким религиозным меньшинствам не имеет под собой научного основания. Я видела, как свои доклады читали именитые исследователи религии, которые говорили не на «языке ненависти», а использовали обычную для ученых нейтральную лексику, рассказывая о деятельности этих самых меньшинств. Так я поняла, что существует группа людей, которая влияет на общественное мнение гораздо больше, чем религиоведы и называются они сектоведами. Свое мнение сектоведы, как правило, выстраивают на личных убеждениях, а не на основании объективной научной экспертизы.

    В 2012 году в Петербург приехал мой друг, который на тот момент учился в РХГА и сделал этому учебному заведению рекламу такую хорошую рекламу, что я тоже захотела в нем учиться. Так я начала свое обучение в РХГА по специальности «Религиоведение».

    В 2013 году я начала работу над проектом, который получил свое логическое завершение в виде моей выпускной квалификационной работы в 2017 году. Но четыре года назад я и не задумывалась о масштабности этой работы. Тогда я начинала изучать русскоязычные СМИ на предмет высказывания о религиозных меньшинствах, а подтолкнуло меня к этому исследованию ряд статей об одном протестантском епископе, который как бизнесмен якобы получил большую сумму на строительство объектов и не выполнил вовремя договор подрядчиков, затянув строительство. Епископ, предприниматель, член Общественного совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России обвиняется в финансовых махинациях. По этому поводу публично высказались многие крупные протестантские деятели, коллеги, знакомые и даже те, кто плохо знает этого деятеля. Новость в большей степени всколыхнула именно протестантское евангельское сообщество, так как речь шла о репутации религиозного меньшинства, к которому российская общественность относится настороженно. Мнения в религиозной среде разделились: одни говорили «запутался между земным и небесным» или «нарушил заповедь», другие отмечали, что А. Семченко преследуют исключительно по религиозным соображениям, и третьи, сохраняя нейтралитет, осторожно призывали к молитве. Большее всего меня, конечно, возмутило поведение средств массовой информации: забывая про презумпцию невиновности, они активно говорили об этом событии как о свершившимся.

    В своей статье я делала подборку заголовков, которые условно разделила на четыре группы. Приведу примеры для каждой. Нейтральные — это заголовки, которые не упоминают, кто совершил преступление: «При ремонте Большого театра украли 90 млн рублей» (Мировой портал недвижимости). Заголовки с упоминанием о религиозной деятельности: «Фигурантом дела о мошенничестве в Большом театре стал протестантский епископ» (Независимая газета). «Смелые» заголовки отличаются тем, что в них уже заметно нарастает агрессия по отношению к объекту статьи: «Большой театр: 90 миллионов похитил епископ, он же руководил подрядчиками» (Портал «Южный Федеральный»). В группе «Креативных» заголовков находятся примеры неформальных заголовков, однако, в которых не меньше агрессии: «Протестант — а туда же» (Информационное агенство «Стрингер»), «Скандал в „Большом“: епископ будет молиться дома» (Портал «Южный Федеральный») и др.

    В 2015 году уголовное преследование А. Семченко было прекращено и он был освобожден из-под домашнего ареста, в связи с чем некоторые СМИ убрали со своих порталов обвинительные материалы про него, но ведь остался тот факт, что благодаря этим источникам была посеяна очередная ненависть к человеку по религиозному признаку.

    Начиная с этой статьи я стала заниматься активным мониторингом СМИ, разработала систему подсчета источников и оценки высказываний в них, настроила поиск Яндекс таким образом, чтобы он мне присылал ежедневную подборку материалов по заданным словам. Так я исследовала медийную среду до второй половины 2014 года, а затем начала подсчитывать результаты. Были учтены источники, которые приходили в течение 131 дня, и всего было обработано 6705 материалов.

    Параллельно с подсчетами я делала ежедневную подборку интересных новостей за неделю и выкладывала ее на своем сайте, который изначально назывался «Религиозная журналистика». В конце 2014 года я зарегистрировала сайт как средство массовой информации под названием «Религиоведческий журнал», на котором вы сейчас и находитесь.

    За последние шесть лет как журналист я посетила множество различных мероприятий.

    Почти каждый год в Санкт-Петербурге проходит презентация календаря-справочника «Религии России» под редакцией М. И. Одинцова. Это уникальное издание, которое выполнено в формате отрывного календаря: каждая страница — это определенный день года. И так каждый день рассказывает читателю об исторических событиях в мире и России, особенно связанные с религией.


    В апреле 2016 года в Санкт-Петербурге прошла презентация сборника «Свобода совести в России: исторический и современный аспекты» под редакцией М. И. Одинцова. Материалы, вошедшие в сборник, посвящены проблемам обеспечения прав граждан на свободу совести, современному положению религий и церквей в РФ и истории, а также основным аспектам вероисповедной политики России.

    На протяжении последних лет я продолжала посещать и собственно религиоведческие научно-практические конференции. В 2013 году прошла V Межрегиональная научно-практическая конференция «Религиозное многообразие в условиях современного мегаполиса», посвящённая проблемам сотрудничества религиозных объединений, с целью совместной защиты прав человека и гражданина на свободу совести.

    В 2014 году прошла научно-практическая конференция «Религии России в год культуры». Особенно мне запомнился доклад А. М. Прилуцкого, который рассказывал о специфике структуры религиозного дискурса в современной России. Доклад вызвал бурную дискуссию, во время которой было выявлено еще две области возможного исследования: парадискурс — светское представление о религии и религиоведческий дискурс как отдельная область, которая находится на границе между светским и религиозным.

    В 2015 году в Пушкине прошли научные чтения «Религии России в Год литературы». Участники обсуждали религиозную проблематику в художественной литературе. В ходе чтения докладов были затронуты вопросы превращения религиозных образов и идей в русской литературе, а также каким образом эти процессы происходят в творчестве отдельных авторов, например, Льва Толстого. В том числе участники говорили о дискурсах субкультур и роли художественной литературы в преподавании религиоведческих дисциплин.

    В марте 2016 года прошла VIII международная конференция «Мистико-эзотерические движения в теории и практике». Мероприятие прошло по инициативе Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма, а также при содействии Европейского общества исследователей западного эзотеризма и Русской христианской гуманитарной академии. Конференция собрала ряд ведущих западных и российских исследователей эзотеризма.

    В 2017 году в Санкт-Петербурге прошла научно-практическая конференция «Свобода совести в современной России». Представленные на конференции доклады были связаны с законами о свободе совести, с «антимиссионерскими» поправками законопроекта Озерова-Яровой, с казусами правоприменительной практики и с особенностью существования в РФ религиозных организаций и религиозных групп (бхакти-йоги, кришнаитов, Церкви саентологии и других).

    Кроме мероприятий, я имела возможность посещать различные религиозные общины и знакомиться с их традициями.

    2011 год. Молодежная конференция «Я молодой!» (Российский союз евангельских христиан-баптистов).

    2011 год. Праздничная конференция «Церкви XXI века» (Ассоциация христианских церквей «Союз Христиан»).

    2012 год. Праздник в честь 100-летия церкви ЕХВДА (Евангельских христиан в духе апостолов).

    2013 год. Ежегодное межконфессиональное мероприятие «Региональный молитвенный завтрак». Организаторы — руководители различных протестантских деноминаций (баптисты, пятидесятники, адвентисты и др.) ежегодно предоставляют площадку для общения с представителями не только других конфессий, но и религий, а также с представителями властей.

    2013 год. Двухсотлетие Русского библейского общества (межконфессиональное мероприятие).

    Кроме того в 2014 году я была на экскурсии в Церкви саентологии в Санкт-Петербурге и на Дне открытых дверей в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов), которые подарили мне множество различных изданий в том числе Дианетику, Книгу Мормона и даже энциклопедический словарь «Религиоведение» под редакцией А. П. Забияко, А. Н. Красникова и Е. С. Элбакян.

    В настоящее время я продолжаю образование, развиваю свой проект, посещаю различные мероприятия и общаюсь с представителями разных конфессий. Я считаю, что такой открытый и активный образ жизни обогащает меня как исследователя и помогает мне самой делать выводы относительно разных процессов, независимо от общественного мнения и высказываний популярных экспертов.

    Олеся Сучкова


Тэги
Развернуть